Возникновение общего языкознания

 

Возникновение общего языкознания

План

1 В.Гумбольдт – основоположник общего языкознания.

2 «О языке кави на о. Ява».

3 Учение В.Гумбольдта о «народном духе», связи языка и мышления, антиномии устойчивости и изменчивости, социального и индивидуального в языке.

Работами немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта (1761-1835) были  заложены   основы   общего   языкознания.    С   ним   связано становление философии языка как самостоятельной научной дисциплины, влияние на все последующее развитие языкознания. Нити идейного влияния Гумбольдта идут к Г. Курциусу, А. Шлейхеру, Г.Штейнталю, К.Фосслеру, А.А. Потебне и Б. де Куртенэ. В современном языкознании видное место занимает так называемое «неогумбольдтианство».

Многие поднятые Гумбольдтом проблемы находятся и сейчас в центре научных дискуссий. В.Гумбольдт был разносторонним и блестяще образованным человеком, занимавшимся философией, литературоведением, классической филологией, государственным правом, политической и дипломатической деятельностью. Цикл лингвистических работ начинается его докладом «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», прочитанным в 1820 г. в Берлинской академии, где изложена программа: «Сравнительное изучение языков только в том случае сможет привести к верным и существенным выводам о языке, развитии народов и образовании человечества, если оно станет предмет самостоятельного исследования, направленного на выполнение своих задач и следующего своим целям».

Другие работы В. Гумбольдта: «О буквенном письме и его связи со строением языка» (1824), «О двойственном числе» (1827), «О связи письма с языком» (1836) и др.

В последние годы жизни работал над трехтомным трудом «О языке кави на о. Ява», опубликованный посмертно в 1836-1840 г.г. Чрезвычайно важное значение имеет теоретическое введение к этому труду «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода». Именно в этом предисловии содержится наиболее полное изложение взглядов Гумбольдта на язык.

В первой, а затем и в трактате «О происхождении грамматических форм и об их влиянии на развитие идей» он обобщил свои, наблюдения по санскриту; а в работе «О природе грамматических форм вообще и о духе китайского языка в частности» впервые были выражены взгляды Гумбольдта на происхождение, развитие и сущность языка.

В 1829-1831 гг. Гумбольдт составляет развёрнутый план исследования языков, распространенных от Суматры до о. Пасхи и от Новой Зеландии до Сандвических островов: он видел в малайско-полинезийских языках промежуточное звено между индийским и американскими языками. Прежде всего он изучает язык кави – мертвый научный и поэтический язык Полинезии.

Пытаясь объяснить сущность языка, Гумбольдт исходит из всеобщей идеи человеческого духа. Он считает, что в конкретной истории эта идея проявляется в доступной эмпирическому познанию форме духа (или идеям) народа. Формой проявления народного духа является язык народа, нации. Понятие «дух народа» в тогдашней философии охватывала всю совокупность духовных и интеллектуальных ценностей, мысли и чувства народа, особенности его культуры и его духовное своеобразие. Понять сущность языка, по Гумбольдту, можно только в том случае, если рассматривать язык в тесной связи с формированием «народного духа», поскольку язык есть создание народного языкового сознания.

Учение Гумбольдта о «народном духе» является преломлением учения Гегеля об абсолютной идее и её саморазвитии. Гумбольдт исходил из признания абсолютного духа, находящего свое материальное выражение в языке и культуре. Все в языке создано абсолютным духом, различие языков – это «не только различие звуков и знаков, а различие мировоззрений» (Гумбольдт).

«Духовное своеобразие и строение языка народа, – пишет В.Гумбольдт, – настолько глубоко проникает друг в друга, что как скоро существует одно, другое можно вывести из него. Умственная деятельность и язык способствуют созданию таких форм, которые могут удовлетворять их обоих. Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо тождественное. Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».

В. Гумбольдт относит язык к числу тех явлений, по которым познается характер народа. Вместе с тем духовные особенности народов определяют национальное своеобразие языков. Подход Гумбольдта заключается в том, что национальные особенности языка он рассматривает не как результат исторического формирования данного языка в тесной связи с общими условиями существования и развития говорящего на этом языке народа, а как проявление, реализацию некоего духовного начала, недоступной нашему пониманию абсолютной идеи.

В. Гумбольдт подчеркивает и стремится раскрыть связи языка и мышления. Он пишет: «Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность – совокупно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно – посредством звуков речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и языка представляет нерасторжимое».

Антиномия устойчивости и изменчивости. В языке все подвержено изменению. Язык вечно изменяется, но в то же время языка необыкновенно устойчив. Из этого следует, что в любой данный момент язык есть нечто постоянное и вместе с тем преходящее. Таким образом, он обосновывает положение о языке как непрерывном творческом процессе. Гумбольдт считает, что формой существования языка является движение, то есть развитие. Он доказал, что язык не мертвый продукт, а постоянная деятельность.

Антиномия социального и индивидуального. Языки, заявляет Гумбольдт, можно считать творением народа, и в то же время они остаются творением отдельных лиц, потому что язык воспроизводится и живет только в устах отдельных лиц. И с этой стороны язык – создание индивидов. Гумбольдт пытается определить взаимоотношения между языком и его носителем – коллективом, между коллективным и индивидуальным в языке, а также связь коллектива и индивида. С этой антиномией связана другая антиномия: различение языка и речи. Гумбольдт впервые в языкознании обосновывает их разграничение как объектов научного исследования.

 

Опорные слова и выражения: учение о «народном духе», язык и мышление, антиномия устойчивости и изменчивости, антиномия социального и индивидуального.

 

Вопросы

  1. В каких научных трудах раскрываются основные положения В. фон Гумбольдта?
  2. Как рассматривает В. фон Гумбольдт происхождение языка?
  3. Каковы особенности философской модели В. фон Гумбольдта?
  4. Что такое антиномия языка в теории Гумбольдта?

 

Тесты

Кто является основоположником общего языкознания?

В. фон Гумбольдт

Х. Штейнталь

А. Шлейхер

Р. Якобсон

Из каких этапов состоит научное познание?

исследования и систематизации

систематизации и описания

исследования, описания, доказательства

исследования, доказательства

Какие типы языков рассматриваются в концепции В. Гумбольдта?

корневой, фиктивный, полисинтетический

агглютинирующий, корневой, флективный

флективный, корневой

агглютинирующий, полисинтетический

На каком принципе основывается концепция В. Гумбольдта?

на принципе языковой деятельности

на психологическом принципе

на логическом принципе

на естественнонаучном принципе

Что такое языковая значимость? Это…

соединение в системе языка понятия и звука

восприятие говорения и речи

изучение структуры языка

изучение языковых категорий

Какие функции языка порождают психические способности человека?

общение,  обращение, говорение

выражение, обращение, говорение

общение,  обращение, выражение

говорение,  общение,  выражение

Какова причина изменения языка?

влияние внешних и внутренних факторов

структурное изменение языка

взаимодействие языка и общества

взаимодействие языка, нормы и речи

 

Литература

  1. Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978. padeji.ru
  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.
  3. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.
+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.