Структурализм

 

Структурализм

План

1 Структурализм (возникновение и содержание).

2 Три школы структурализма: пражская, датская, американская.

3 Новая, научная дисциплина обычно возникает и развивается под влиянием внешних и внутренних стимулов. 

В числе внешних стимулов, способствовавших развитию структурной лингвистики в последнее время, можно назвать некоторые крупные  технические достижения последних десятилетий XX века.

Эффект этого технического достижения был двойственным: 1)возникло так называемое информационное дело: машинный перевод, автоматическое реферерирование текстов, поиск информации и т. п., поставившие перед лингвистикой новые задачи;

2)появилась возможность механизировать трудоёмкие, но не требующие значения творческие усилия лингвистические работы, открывшие перед лингвистикой новые перспективы.

Но для того, чтобы воспринимать, хранить, выдавать или обрабатывать информацию, машина должна знать язык, сведения о языке, уметь различать классы слов или члены предложения. Во всех этих случаях человек должен вступать в общение с машиной и преподать необходимые машине знания в понятном для неё виде, то есть формально.

Когда возникла реальная задача обучения машины языку, оказалось, что обычная описательная грамматика с этой задачей не справляется, и что принятые в ней лингвистические описания не являются  формальными. Возникла необходимость создать более точные описания языка, понятные не только человеку, но и современным вычислительным машинам.

Роль внутренних факторов в становлении науки намного важней.

Исторически структурная лингвистика возникла гораздо раньше. Она была реакцией на описательную грамматику.

Описательная грамматика накопила богатейший материал и большой опыт исследования связей между различными языковыми материалами. Но она не создала точных понятий о языковых объектах. Понятия описательной грамматики вырабатывались без общего плана. На протяжении тысячелетий каждая эпоха делала свой вклад в создание лингвистической терминологии, но основные термины не были систематизированы.

Крупнейшие языковеды предпринимают с конца XIX в. критический и конструктивный пересмотр наименований описательной грамматики, в результате которого и возникла структурная лингвистика. Структурализм как направление существует уже несколько десятилетий (с 1926 года) и является одним из главных направлений в современном языкознании.

Важнейшие положения структурализма состоят в следующем: уровень абстракции, специфика науки о языке, системность языка;

Синхрония – исследование системы языка в определенный момент его существования не должно подменяться исследованием его истории.

Структурализм декларирует объективность в наблюдении и регистрации языкового материала. Он опирается на объективные методы исследования языка и этим обеспечивает формализацию системы естественного языка, преобразование её в формальные модели, абстрактные коды.

Как и всякое научное направление, структурализм имеет своих предшественников.

Бодуэн де Куртенэ был первым лингвистом, давшим уже в 1870 г. в своей  вступительной лекции в Петербургском университете первый толчок для развития структурализма двумя идеями – учением о системности и теории о фонеме.

Работа юного Фердинанда Соссюра «О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1879 г.) блестяще показала, в какой мере структуральный  подход может усилить мощь сравнительно-исторического исследования языковых явлений. И, наконец, Соссюр в работе «Курс общей лингвистики» (1916 г.) заложил  все четыре краеугольных камня структурализма – специфику, систему, форму и отношения – своим положением:

1) единственным и истинным объектом лингвистики является язык;

2) язык есть система, имеющая свой собственный порядок;

3) язык есть форма, а не субстанция;

          4) в каждом состоянии языка все основывается на отношениях.

Содержание структурализма:

1. Специфика языка. Лингвистике очень часто навязывают нечто лишнее,     чужеродное, пытаясь факты языка или психологизировать, или физиологизировать, или социологизировать, или эстетизировать. Лингвистика должна стать самостоятельной наукой, так как её объект – язык есть нечто особое явление, существующее как средство общения и развивающееся по  своим внутренним законам. Структурализм старается логизировать язык, но чаще сближает с математикой.

2. Система языка. Вопросы системности языка – центральные вопросы лингвистики наших дней. Они и создали структурализм.

 Структурализм ставит своей задачей анализировать каждый язык как единое целое (систему) в тесном взаимодействии всех его сторон и частей. Идею о системности высказали Гумбольдт (первым), Бодуэн и Соссюр.

3. Структура языка. Структурализм учит, что язык не однородная, бесформенная масса, а структура, то есть иерархически упорядоченное целое, состоящее из отдельных ярусов. Ярусы– это подсистемы языка: фонология, морфология, синтаксис, лексика. Во всем языке и в каждом элементе план выражения форма) и план содержания (значение, функция) в целом есть семантическая общность отдельных звеньев структуры.

4. Синхрония и диахрония. Некоторые структуралисты говорят даже о панхронии и ахронии, т. е. о принадлежности языка всем временам и ни одному времени.

В   разных странах структурализм получил разное выражение, в зависимости   от философского и морфологического воззрения языковедов. Известны три классические школы структурной лингвистики: Пражская (функциональная лингвистика), Копенгагенская (глоссематика), Американская (дескриптивная).

Структурализм зародился в Чехословакии, в Праге. Почва для возникговения     Пражского лингвистического кружка была подготовлена деятельностью Иосифа Зубатого (1855-1931 г.г.).

В 1926 г. Вилем Матезиус (1882-1945 г.г.) основал школу пражских структуралистов под названием ПЛК, членами которого стали Б. Гавранек, И. М. Коржинек, Б. Трнка, И. Вахек, русские представители пражской школы Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. И. Карцевский.

Главные положения пражского структурализма сводятся к следующему:

1. Языкознание – самостоятельная наука. Психологизм, физиологизм, логицизм толкуют языковые явления по тому, что они выражают, а не по тому, как они выражены в языке.

2. Язык – система.  Это понятие противопоставили они атомизму младограмматиков – стремление рассматривать языковые факты изолированно, каждый в отдельности.

Язык – это функциональная система, система целенаправленных выразительных средств. При этом пражцы правильно понимают функцию как назначение, целенаправленность, а не как зависимость. Они подчеркивали функциональное понимание языка как системы, удовлетворяющей выразительным потребностям членов данной языковой общности. Они различали язык общения и поэтический язык.

Пражские структуралисты создали теоретическую фонологию. Н. С. Трубецкой выдвинул понятие «языкового союза».

Копенгагенский кружок структуралистов был создан в 1933 году. Главой этого направления стал Луи Ельмслев. Первой большой работой, в которой уже намечались теоретические основы направления, была книга «Принципы общей грамматики» (1928 г.). За ней последовали «Категория падежей» и основная теоретическая работа «К обоснованию теории языка». После прекращения издания «Трудов ПЛК» с 1939 г. Виго Брендаль и Луи Ельмслев в Копенгагене издают журнал – международный орган структуралистов. После смерти Брендаля журнал редактируется одним Ельмслевым. Он же дал название своему направлению «глоссематика» (glossa – язык).

В этом журнале за 1950-1951 г.г. Ельмлев опубликовал статью «Метод структурного анализа в лингвистике» с кратким изложением основных принципов своей теории: 1. Склонность к отвлечённому алгебраизму, к дематериализации языка.

2. Глоссематика видит в языке только систему внешних знаков.

3. Подчеркивая формальное сходство и неизменность языков всех времен и народов, игнорируя особенности и самобытность отдельных языков, глоссематики утверждают, что будто различные языки являются только случайными вариациями на одну и ту же тему и поэтому признают желательным «культурно малоценные языки»   заменить «культурно ценными», «более удобными», «технически более совершенными».

4. Глоссематика игнорирует родство языков.

Современное языкознание США считается самостоятельной лингвистической школой. За свой метод оно названо дескриптивной, т. е. описательной лингвистикой.  Она возникла из необходимости описать языки индейцев Америки.

Основателем этой школы явился выдающийся этнограф и языковед США  Франц Боас (1858 – 1942 г.г.). Работа Боаса в двух разных направлениях была продолжена Сепиром и Блумфильдом.

Э. Сепир рассматривал язык в широком культуроведческом аспекте. Он подготовил почву для этнолингвистики.

Профессор германской филологии Чикагского университета Л. Блумфильд  (1887–1949 г.г.) явился настоящим основоположником дескриптивной лингвистики. Он делал попытку свою работу поставить на философскую основу.   

Представителями дескриптивной лингвистики являются Найда, Блок, Боллинджер, Трейджер, Хоккет, Пайк и др., которые свой метод сближают с  копенгагенским структурализмом.

Положительными в дескриптивизме являются:

Опора на форму как исходного момента лингвистического анализа.

1. Изучение всех видов грамматической зависимости между компонентами языковых образований.

2. Изучение всех форм членения и видов сочетания в данном языке.

Отрицательными моментами являются:

Игнорирование смысловой стороны языка.

3. Приравнивание осмысленного  человеческого языка к животным сигналам.

 

Вопросы

  1. Что такое структурализм?
  2. Какую теорию разработали представители Пражской лингвистической  школы?
  3. Чем отличается Копенгагенская лингвистическая школа от Американской?

 

Опорные слова и выражения: три школы структурализма; пражская, датская, американская школы; структурная лингвистика, структурализм, фонологическая система, дескриптивная лингвистика.

 

Тесты

Структурализм – это…

изучение структуры языка

изучение парадигмы языка

изучение синтагмы языка

изучение подсистемы языка

Кто является автором теории фонологии?

Н. Трубецкой

С. Карцевский

Р. Якобсон

В. Матезиус

Что изучает металингвистика?

особенности речевой деятельности

внешнюю сторону словесного поведения

теорию информации

словесные сигналы

Кто является основоположником системного подхода к языку?

Ф. де Соссюр

В. Виноградов

А. Потебня

И. Буслаев

При помощи какого анализа осуществляется структурная интерпретация?

категориального и компонентного

дискретного и контекстного

категориального и дискретного

компонентного и дискретного

Что такое языковая значимость?

соединение в системе языка понятия и звука

восприятие говорения и речи

изучение структуры языка

изучение языковых категорий

 

Литература

  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984.
  2. Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.
  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.
  4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.
+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.