Сравнительно-историческое языкознание

 

Сравнительно-историческое языкознание

План

1 Возникновение сравнительно-исторического метода.

2 Возникновение германистики. Р. Раек, Я.Гримм.

3 Возникновение славистики. А. Х. Востоков.

Начало XIX в. в истории языкознания проходит под воздействием трех факторов: проникновения исторического взгляда в науку, развития романтического направления, знакомства с санскритом.

Идея исторического развития языков проникла в языкознание из философии, представители которой стали широко применять исторический принцип для объяснения философских понятий. Романтизм обусловил интерес к национальному прошлому и способствовал изучению древних периодов развития живых языков.   Изучение    же    санскрита   дало    возможность    ближе  познакомиться с высокоразвитой наукой о языке древних индийцев. Зарождению и утверждению сравнительно-исторического метода в языкознании предшествовала длительная работа. Первым, кто заметил сходство санскрита с другими языками, стал Ф. Сассети (XVI в.), который в своих письмах из Индии отмечает сходство нескольких слов санскритского происхождения со словами итальянского языка. Действительное изучение санскрита началось с конца XVIII в. благодаря деятельности У. Джонза, английского востоковеда и юриста, основавшего в Бенгалии Азиатское общество по исследованию языков и культур народов Индии, опубликовавшего труд «Азиатские исследования». Внимание к культуре и языку Индии привлек и Ф.Шлегель своим сочинением «О языке и мудрости индийцев», в котором указывает на близость санскрита латинскому и греческому (и даже персидскому и германскому) языкам не только по корнеслову, но и по грамматической структуре. Ф.Шлегель выдвигает тезис о наибольшей древности санскрита и о необходимости сравнительного изучения языков. Однако дальше общих и довольно туманно выраженных предположений Шлегель не пошел.

Идею исторического и сравнительного изучения языков воплотили в конкретных исследовательских трудах языковеды Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А. Х. Востоков, ставшие основоположниками сравнительно-исторического метода и сравнительно-исторического языкознания (компаративистики).

В первой четверти XIX в., в разных странах, почти одновременно появляются     работы, заложившие основы           сравнительно-исторического языкознания. В 1816 г. вышла первая работа Ф. Боппа (1791-1867) «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков». Полное изложение теоретических взглядов Ф. Боппа дается в его основной работе «Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого языков» в 3 тт., опубликованное в 1833-1852 гг.

 В 1818 году появилась работа Расмуса Раска (1787-1832) «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка».

В 1819 г, – первый том четырехтомного труда Я.Тримма (1785-1863).

В 1820 г. – работа А.Х. Востокова «Рассуждение о славянском языке, а в 1831 г. «Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная». Все перечисленные работы используют опыт своих предшественников и некоторые высказанные ранее теоретические идеи. Главная ценность этих работ в том, что ими привлечены в качестве анализа огромный и разнообразный материал, введены в науку о языке сравнительный б исторический подход к изучению языковых явлений. Сравнительно-историческое изучение проводится на материале разных языков (у Востокова на примере славянских языков, у Гримма - германских языков) с формированием идеи о генетическом родстве индоевропейских языков. Применение новых методов исследования сопровождалось конкретными открытиями в области структуры и форм развитие индоевропейских языков, некоторые из которых (например, сформулированный Я. Гриммом закон передвижения смычных согласных в германских языках или предложенный Востоковым способ определения звукового значения юсов и прослеживание судьбы в славянских языках древних сочетаний tjdjkt в позиции перед е, г, имеют общеметодологическое значение и выходят за рамки конкретного языка.

Ф. Бопп в своих работах рассматривает в сравнительном плане грамматические формы языков и высказывает мысль, что на основе сравнения можно установить их «первобытное состояние». Опираясь на санскрит, Бонн стремится проследить развитие отдельных грамматических форм и, по возможности, найти их первоисточник.

Р. Раск не стремился к постановке таких широких задач, как Ф. Бопп; он исследовал главным образом скандинавские языки, устанавливая родственные связи их с рядом индоевропейских языков.

«Рассуждение о славянском языке» Востокова является фактически первой работой по исторической фонетике одной из групп индоевропейских языков. Её значение и в том, что делается вывод о периодизации истории славянского и русского языков, отношении древнерусского языка к церковнославянскому и другим славянским языкам.

Я. Гримм в своей «Немецкой грамматике» исторический подход к изучению родственных языков делает главным и на его основе тщательно описывает все грамматические формы германских языков в их историческом развитии.

 

Опорные слова и выражения: исторический взгляд в науку, развитие романтического направления, санскрит, сравнительно-исторический метод, компаративистика, родство языков.

 

Вопросы

  1. Что такое сравнительно-исторический метод?
  2. Отношение В. Гумбольдта к развитию сравнительно-исторического метода.
  3. Что является объектом сравнительно-исторического языкознания?

 

Тесты

Сравнительно-исторический метод – это…

изучение исторического развития языка

изучение родственных языков

метод синхронного анализа

изучение системы языка

Какова причина изменения языка?

влияние внешних и внутренних факторов

структурное изменение языка

взаимодействие языка и общества

взаимодействие языка, нормы и речи

Для чего используются модели порождения?

для определения структуры речевой деятельности

для определения структуры языка

для определения структуры речи и языка

для описания механизма порождения речи

С чем связано функционирование и развитие языка?

с историей общества

с социальными общностями людей

с межнациональной общностью людей

 с культурой общества

Какую методику анализа выработал Раск?

дифференциацию родства

технику исследования родственных языков

антиномию языка и речи

сопоставление родственных языков

Что такое система языка? Это…

языковые категории

языковая норма

внутренняя организация его единиц и частей

языковые единицы

 

Литература

1. Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.

3. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.

+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.