Социологическое направление в языкознании

 

Социологическое направление в языкознании

План

1 Ф. де Соссюр – основоположник социологической школы языкознания.

2 Язык и речь по Соссюру.

3 Диахрония и синхрония.

4 Язык как система знаков. 

Ученым, оказавшим большое влияние на все последующее развитие языкознания, стал швейцарский лингвист, основоположник социологического и структурального направления, Фердинанд де Соссюр (1857-1913).

В начале своей научной деятельности он опубликовал «Исследование о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках», которая сыграла огромную роль в исследовании индоевропейского вокализма и тем самым в развитии сравнительно-исторического метода в языкознании.

В последующие годы Ф. де Соссюр читал лекции в Париже, а с 1891 г. в Женеве.

С 1906г. по 1912 г. читал курс лекций по общей теории языка в Женевском университете. После его смерти два его ученика – А. Сешэ и Ш. Балли – впервые в1916 г. издали по своим записям «Курс общей лингвистики» (русский перевод был издан в 1933 г. под ред. Р. Шор), который содержит оригинальное учение о языке Соссюра. Социологическая школа возникла в связи с требованием пересмотра понимания языка, из которого исходили младограмматики. Социальная концепция  языка исходит из положения, что язык является общественным явлением. Поэтому он должен изучаться в связи с другими общественными явлениями.

Собственным объектом исследования, как считает Соссюр, является язык, который противопоставляется речи. Язык и речь – это две стороны одного явления, речевой деятельности. Речевая деятельность, согласно Соссюру, многоформенна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психикой. Речь – индивидуальное явление, язык «социальный продукт речевой способности,  совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных  лиц». Речь – это материальное  воплощение языка; она материальна, поэтому она поддается непосредственному наблюдению. Выводы о языке можно делать, если мы наблюдаем за речью, в которой язык реализуется. Язык и речь представляют собой два различных уровня: уровень наблюдения; уровень абстракции.

В развитии этого положения Ф. де Соссюр проводит разграничение между  внешней и внутренней лингвистикой.

Внешней лингвистике принадлежат отношения языка к общественным  установлениям и историческим условиям его существования. Все эти моменты находятся за пределами языка как системы чистых отношений («нет никакой необходимости знать условия, в которых развивается тот или иной язык», так как «язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку»). И именно в таком понимании языка составляет предмет внутренней лингвистики («внутренним является все то, что в какой-либо степени видоизменяет систему»).

Следующее разграничение Ф. де Соссюр проводит по двум плоскостям:

диахрония (исторический или динамический аспект) и синхронии (статический аспект или язык в его системе).

 

Опорные слова и выражения: социологическая школа языкознания, язык и речь, диахрония и синхрония, система знаков,  внешняя и внутренняя лингвистика.

 

Вопросы

  1. Что такое социолингвистика?
  2. Каковы особенности синхронной социолингвистики?
  3. Чем отличается диахроническая социолингвистика от синхронной?
  4. Каковы особенности русской социолингвистики?
  5. Чем отличается американская социолингвистика от русской?

 

Тесты

Социолингвистика – это…

наука, изучающая социальную природу языка

наука, изучающая языковые единицы

наука, изучающая законы функционирования языка

наука, изучающая антиномию языка и речи

Синхрония обозначает…

состояние языка

фазу эволюции

образование новых языков

изменение языка

Какие аспекты языковых контактов являются наиболее существенными?

заимствование, скрещивание, обогащение

скрещивание, образование новых языков

заимствование, образование смешанных языков

образование смешанных языков, обогащение

Как формируется американская социолингвистика?

под влиянием современной зарубежной философии;

под влиянием социальных факторов

под влиянием экономической концентрации

под влиянием политической концентрации

Кем была сформулирована мысль о противопоставлении истории и человека?

А. Шлейхером

В. Гегелем

В. фон Гумбольдтом

Ф. де Соссюром

В чем заключается сущность языка?

в критическом мышлении

в выражении чувств, мыслей

в произношении звуков

в восприятии информации

 

Литература

1.Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984.

2.Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.

3.Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.

4.Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.

5.Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., «Просвещение», 1987.

6.Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., «Просвещение», 1997.

+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.