Психологическое направление в языкознании

         Основоположником психологического направления считается Г. Штейнталь. Основными его работами являются: «Классификация языков как развитие языковой идеи»,   «Происхождение языка»,   « Грамматика,   логика  и   психология», «Характеристика важнейших типов языкового строя».

Отрицая лингвистический биологизм Шлейхера и логический грамматизм Беккера, Штейнталь развил учение о языке как деятельности индивида и отражение народной психологии. Он считал, что законы движения представлений сводятся к изучению  образования и  развития  языка и  мышления  индивида,  а  также происхождения  и  развития  языка  в  обществе,  так  как   «язык является самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа». Языкознание должно опираться не только на психологию индивида, изучая его речь, но и на психологию народов, изучая их языки. Влияние работ Штейнталя можно обнаружить у Потебни,    Пауля,  Бодуэна  де  Куртенэ,  Ф.  де  Соссюра,  Сепира  и  Щербы.  Однако лингвистический  психологизм  развивался  неоднородно. 

В концепциях Потебни и Пауля психологические основы служили прежде всего для объяснения семантики предложения,  грамматической категории и типов лексического значения. Психологически объяснялась и связь языка с личностью и народностью, язык которой трактовался как культурно-историческое явление.

Социальный характер речевой деятельности подчеркнули Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр. В  этих  же  концепциях  существенным  признавалось  различие индивидуально-лексического и социально-грамматического, ассоциативных и линейных  связей.  Психологические  школы  конца   XIX-первой трети  XXвв. обсуждали также проблему языка и речи, языковых функций, структурности языка и речевой деятельности. Семантико-психологическое рассмотрение речевой деятельности,  структуры  речевого  акта,  ситуации  речи  и  контекста  стало предметом изучения во многих странах. В России этой проблематикой занимались Л.В. Щерба, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев. В Англии контекст ситуации, ситуацию речи и речевой контекст изучает школа Ферса-Холледея.

         В лингвистическом психологизме, возникшем как отрицание натурализма и логизма, в последующем выделяются такие разновидности, которые будут сочетать психологизм с изучением других сторон языка, речевой деятельности и мышления. Психологический подход мы встречаем у представителей социолингвистики  и структурализма, лингвосемиотики и математического языкознания.

Комментарии

Отправить комментарий