Психологизм в языкознании

 

Психологизм в языкознании

План

1 Психологическое истолкование явлений языка.

2 Психологическая концепция языка Г.Штейнталя.

3 А.А.Потебня – представитель психологизма в России.

Психологическое истолкование явлений языка свойственно не только

Г. Штейнталю и А. А. Потебне, но и младограмматикам, и представителям казанской и московской лингвистических школ и др. Натуралистическая концепция оказывалась слишком односторонней, а принципы логической грамматики были отброшены после выступлений Гумбольдта. Из творческих воззрений Гумбольдта было развито положение об языковой деятельности, которое рассматривалось как одна из функций человеческого организма. А это привело к отождествлению сущности языка с понятием психофизиологических процессов, осуществляемых в индивидуальном процессе речи. Основой языкознания могла стать или физиология, или психология. Преобладающей во второй половине XIX века стала психологическая трактовка сущности и процессов развития языка.

Наиболее видным сторонником психологического направления в языкознании был последователь Гумбольдта, немецкий языковед-теоретик Г.Штейнталь (1823-1899), автор многочисленных работ, в которых выступает не как исследователь конкретных языков и лингвистических явлений и фактов, а как систематизатор и теоретик. Наиболее интересными работами, с точки зрения ознакомления с сущностью его концепции, можно назвать следующие: «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» (1855) и «Введение в психологию и языкознание» (1881).

В других своих работах Штейнталь способствовал популяризации типологической классификации языков, разработанной Гумбольдтом. Это – «Происхождение языка» (1888), «Классификация языков как развитие языковой идеи» (1850), «Характеристика важнейших типов языкового строя языка» (1860), «Положения В.Гумбольдта по философии языка» (1848) и др.

Штейнталь считает, что   «предметом языкознания является язык или язык вообще, т. е. выражение осознанных  внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков».

Совокупное содержание внутреннего мира, которое мыслится предшествующим языку и должно быть выражено посредством языка, – второй тезис Г. Штейнталя. Таким образом, в концепции Штейнталя основным и предопределяющим оказывается взаимодействие индивидуальной речи и индивидуального мышления. Все внимание исследователя сосредотачивается на индивидуальном акте речи, рассматриваемом как явление психическое.

Он базируется на ассоциативной психологии Иоганна Фридриха Гербарта, который всю деятельность человеческого сознания сводил к ассимиляции (объединения и закрепления тождественных или близких представлений), апперцепции (определяемости нового восприятия массой уже имеющихся в сознании представлений) и ассоциации (установление связей различного рода между представлениями). Исходя из этих законов, Штейнталь объясняет образование и развитие языка и мышления у индивида; те же законы вызвали происхождение и  развитие   языка   в человеческом обществе. При таком психологическом и индивидуалистическом подходе к языку оставлялась без внимания его общественная сущность. Через посредство изучения явлений индивидуальной психологии Г. Штейнталь стремился постичь «законы душевной жизни» в разного рода коллективах – нациях, в политических, социальных и религиозных общинах, и установить связи типов языка с типами мышления и духовной культуры народов (этнопсихология).

В России видным представителем психологического направления в языкознании был А. А. Потебня (1832-1920), вся жизнь которого была связана с Харьковским   университетом. Ученый широкого круга интересов, Потебня занимался вопросами   общего языкознания, морфологии, фонетики, синтаксиса, семасиологии русского языка и славянских языков, диалектологией, сравнительно-исторической грамматикой. Одним из первых он стал изучать проблему языка художественных произведений и взаимоотношения языка и искусства, много внимания уделял теории словесности и этнографии. К числу наиболее существенных работ А. А. Потебни  относятся: «Мысль и язык» (1862), «Из записок по русской грамматике» (ч. 1, 2 в 1888,.ч. З. 1899, 4. 4-1941).

В начале своей научной деятельности Потебня испытывает влияние идей Гумбольдта и Штейнталя, но очень скоро вырастает в крупного и оригинального языковеда-мыслителя.

Касаясь общетеоретических вопросов, Потебня уделял много внимания положению о языке как деятельности, в процессе которой беспрерывно происходит обновление языка. С этим связан и его интерес, с одной стороны, к проблеме речи и её роли в жизни языка (в частности, смыслового его аспекта), а с другой стороны, к   проблеме художественного творчества и его отношении к языку. Для Потебни характерно индивидуалистическое решение этих проблем. В отличие от Штейнталя, А. А. Потебня не отрывал язык от мышления, но вместе с тем подчеркивал специфичность логических и языковых категорий.

Одним из первых А. А. Потебня указал на необходимость  изучать явления языка в их взаимосвязи, способствуя тем самым формированию понятия языковой системы. Большое методологическое значение имела также критика теории «двух периодов в жизни языка», которая была популярна у его предшественников.

А. А. Потебня воспитал целый ряд талантливых языковедов. Его теории нашли последователей в лице Д. Н. Овсянико-Круликовского, А. В. Попова, В. И. Харциева, Б. М. Ляпунова, А. И. Соболевского и др.

Большую известность приобрели работы Вильгельма Вундта (1832-1920), который отмечал социальный характер языка, но был ярым сторонником психологизма. Основные работы: «Психология народов – язык» (1900), «История языка и психология языка» ( 1901), «Элементы психологии народов» (1912).

 

Опорные слова и выражения: казанская и московская лингвистические школы, психологическое направление, типологическая классификация языков, индивидуальная речь и индивидуальное мышление.

 

Вопросы

  1. Кто является основоположником психологического направления в языкознании?
  2. Какую концепцию предлагает Х.Штейнталь и  А. Потебня?
  3. Кто является последователем лингвистического психологизма в первой половине XXв.?

 

Тесты

Кто является основоположником психологического направления в языкознании?

А. Шлейхер;

Х. Штейнталь

Ф. де Соссюр

В. фон Гумбольдт

Какую лингвистическую концепцию разработал  А. Потебня?

психологизм в языкознании

структурализм в языкознании

натуралистическое направление в языкознании

логическое направление в языкознании

Наука, развивающаяся с 50-х годов на стыке психологии и лингвистики – это…

семиотика

информатика

социолингвистика

психолингвистика

Кто является последователем лингвистического психологизма в первой половине XX в.?

Ф. Кайнц

А. Марти

Н. Язвицкий

Ф. Фортунатов

 

Литература

  1. Звегинцев В. А. История языкознания веков в очерках и извлечениях. М., 1964-1965. Ч. 1-2.
  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984.
  3. Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.
  4. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.
  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.
+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.