Московская школа языкознания

 

Московская школа языкознания

План

1 Ф.Ф.Фортунатов – основоположник Московской школы языкознания.

2 Формальная теория языка Ф.Ф. Фортунатова.

В конце XIX века в русском языкознании возникает ряд лингвистических школ, представители которых вели разработку как сложнейших проблем общего характера, так и конкретные вопросы русской грамматики. В первую очередь здесь следует назвать Московскую школу, создателем и главой которой по праву считают академика Ф.Ф. Фортунатова (1848- 1914). Ф.Фортунатов – в общих вопросах языкознания мало самостоятельный последователь немецких младограмматиков. Основатель грамматического формализма, но выдающийся ученый в области сравнительного изучения праиндоевропейского, славянских и балтийских языков.

Родился в г. Вологде, гимназический курс проходил в Петрозаводске, а закончил в Москве в 1864 году. В том же году поступил на историко-филологический факультет МУ, окончил в 1868 г. и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1871 г. сдал магистерский экзамен. С 1871 по 1873 г.г. находился в заграничной командировке в Германии, Франции и Англии. В 1875 г. защитил магистерскую диссертацию «Саммаведа». В январе 1836 г. началась его преподавательская деятельность в Московском университете, которая продолжалась до 1902 года, когда он, ставший ординарным академиком, переехал в Петербург. Скончался в Петрозаводске, Фортунатов был лингвистом европейского масштаба, работал главным образом в области сравнительного языкознания. Свои лингвистические воззрения он выражал в основном в лекциях. Фортунатов был очень целеустремленным в своих научных интересах — раз став на рельсы младограмматиков, он уже с них не сходил.

Московская школа во главе с Ф.Фортунатовым в 80–90-ые г.г. занимала ведущее место в русском сравнительном языкознании.

К числу учеников  и последователей  Ф.Фортунатова относятся А. А. Шахматов,        Г. Х.Ульянов, Б. Н. Щепкин, М. А. Покровский, Б. М. Ляпунов, В. Х. Поржезинский, А. И. Томсон, Д. Н. Ушаков, Е. Ф. Будде, М. Ш. Тетерон.

По ряду лингвистических вопросов у Фортунатова были самостоятельные взгляды. Вместо психологизма младограмматиков он пропагандировал  формализм; в этом был один из путей отхода Фортунатова от младограмматизма.

В противоположность младограмматикам, стоявшим на индивидуально- психологических            позициях, Ф. Ф. Фортунатов подчеркивал общественный характер языка и связи его истории с историей общества; «Каждый язык принадлежит известному обществу, известному общественному союзу, т. е. каждый язык принадлежит людям как  членам того или другого общества. Изменения, которые   происходят в составе общества, сопровождаются в языке соответствующими изменениями...».

В лекционных курсах различных лет Фортунатов уделял много внимания вопросу о соотношении языка и мышления. Этот вопрос был для него не только теоретическим, но и с его учетом решал конкретные вопросы изучения языка. Фортунатов настоятельно проводит ту мысль, что не только язык зависит от мышления, но и мышление, в свою очередь, зависит от языка.

Большой интерес представляют разработка Фортунатовым проблемы структуры слова и трактовка ряда общих вопросов грамматической теории. Ему принадлежит оригинальное учение о форме в языке, которое окало огромное последствие на последующие языковедческие работы.

Исходной точкой Фортунатова было своеобразное понимание им слова как всякого звука речи. Он делил слова на полные, частичные и непростые, или сложные.

Полными Фортунатов называл слова, обозначающие предметы мысли, образующие часть предложения или целое предложение.

Отдельные полные слова могут иметь формы. «Формой отдельных полных слов в собственном значении этого термина   называется... способность отдельных полных  слов выделять из себя для сознания говорящих формальную и основную принадлежность слова».

Фортунатов дает еще несколько определений формы слова: «Присутствие в слове делимость на основу и аффикс дает слово то, что мы называем его формою».

Из  этого  ясно, что под формою слова Фортунатов понимал внешнее морфологическое выражение грамматического значения. Это понимание очень узкое, т. к. он забывает, что грамматические средства языка не исчерпываются формами отдельного слова, а включают в себя всю систему средств грамматического выражения – окончания, порядок слов, интонация...

Рациональное ядро формальной грамматики заключается в требовании не выдвигать в грамматике таких категорий, которые в данном языке не имеют какого-либо формального выражения, не основаны на объективных фактах языка.

Из определения формы вытекает деление слов на изменяемые и неизменяемые.    В класс неизменяемых слов формалисты объединяют такие разнородные группы слов, как неизменяемые знаменательные слова (депо, какаду, пальто) и  неизменяемые служебные слова (союзы, предлоги, частицы). Из определения формы слова, как членимости, вытекает поразительное заключение, что неизменяемые чисто формальные слова совсем не имеют формы.

В фетишизации формы формалисты пошли так далеко,   что отдельные    части речи не называли обычными терминами, а выдумывали новые, формалистские названия — падежные слова, родовые слова, личные слова. В синтаксисе позиция Фортунатова была двойственной. Он считал предложение выражением психологического суждения. Но главной задачей синтаксиса считал изучение словосочетаний и отрицал ведущую роль предложения в синтаксисе. Члены предложения Фортунатовым и его школой определялись по их морфологическим признакам и фактически отождествлялись с частями речи. Когда Фортунатов обращал внимание на изучение формы слова отношений, в которое эти формы вступают между   собой, он предполагал в форме наличие содержания – материального и формального.   Эти положения были более прогрессивными в том отношении, что они основывались на языковом значении и давали больше для исследования языка, чем изучение только   чистых отношений.

 

Опорные слова и выражения: московская школа языкознания, формальная теория языка, общественный характер языка, соотношение языка и мышления, форма слова, корреляция, словосочетание, предложение.

 

Вопросы

  1. Что такое корреляция?
  2. Что такое словоформа?
  3. Кто является основоположником Московской школы языкознания?
  4. На какие виды делятся слова в теории Фортунатова?

 

Тесты

Корреляция – это…

историческое чередование фонем

учение о морфологических процессах

семасиологические исследования древних греков

учение о форме слова

Кто является основоположником Московской школы языкознания?

Ф.Фортунатов

А. Шахматов

А. Пешковский

М. Покровский

Форма слова – это…?

членимость слова на основную и формальную принадлежность

совокупность словоформ, присущая той или иной части речи

членимость слова на морфемы

членимость слова на фонемы

Основной знак языка – это…

языковые формулы

фонемы

морфемы

слово

С чем связано функционирование и развитие языка?

с историей общества

с социальными общностями людей

с межнациональной общностью людей

с культурой общества

Что было новым в учении Московской школы?

формальная классификация слов

учение о предложении

учение о функциональном стиле языка и речи

историко-культурное изучение языка

Что такое статика языка?

структурное изменение языка

изменение отдельных явлений языка

хронологическое расслоение элементов структуры языка

историческое чередование фонем в языке

 

Литература

1.      Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984. padeji.ru

2.      Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.

3.      Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.

4.      Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.

 

5.      Звегинцев В. А. История языкознания веков в очерках и извлечениях. М., 1964-1965. Ч. 1-2.

6.      Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. М., 1978.

7.      Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Ф. М. Березин. М., 1977.

+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.