Младограмматизм

 

Младограмматизм

План

1 Лейпцигская школа языкознания.

2 Программа младограмматиков. 

Второй   период   развития   языкознания   в   Европе   и   Америке охватывает последнюю четверть века, приблизительно с 1870 до 1900 г.г., то есть в основном период младограмматиков. В этот, период определилось направление, которому за молодой задор его представителей, с каким они нападали на старшее поколение языковедов, немецкий филолог Фридрих Царнке присвоил шутливое название «младограмматиков». Один из зачинателей этого направления - Карл Бругман превратил это название в знамя новой лингвистической школы.

К новому направлению примыкали по преимуществу ученые Лейпцигского  университета. Поэтому младограмматиков именуют также лейпцигской школой  языкознания, куда входили: Август Леслин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Бертольд Дельбрюк (1842-1922), Вильгельм Томсен (1842-1927) и др.

Школа младограмматиков особенно выдвинулась в связи с решением двух проблем – звукового закона и аналогии.

Младограмматики отвергли биологические взгляды своего непосредственного предшественника А.Шлейхера и установили свою систему взглядов.

Программа младограмматиков изложена в предисловии к первой части книги К. Бругмана «Морфологические исследования». Основные принципы:

1. Младограмматики отвергают шлейхеровский биологический взгляд на язык как природный организм и считают язык историческим явлением.

2. В звуковых изменениях младограмматики видят строгую закономерность. Звуковые законы не допускаются никаким исключениям. Кажущиеся исключения из звуковых законов младограмматиками объясняются: а) другим звуковым законом; б) новообразованиями по аналогии; в) заимствованием слов из других языков или диалекта.

3. Младограмматики на первое место выдвигают изучение живых языков и диалектов.

Основными работами, в которых с наибольшей полнотой выведены принципы младограмматизма, являются труды Г. Пауля «Принципы истории языка» и Б. Дельбрюка «Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания».

Теория младограмматиков: 1. Младограмматикам удалось преодолеть много заблуждений первых сторонников сравнительно-исторического метода и удалось совершенствовать этот метод.  Сделано было много открытий в развитии фонетической системы индоевропейских языков. В области теории младограмматики не имели крупных достижений. Ценное у младограмматиков – стремление к точному
наблюдению фактов, осторожность в выводах. Они совершенно отвернулись от широких философски-теоретических концепций Гумбольдта, Шлейхера, Штейнталя. Они погрузились в узкий эмпиризм и боялись выдвигать общие теоретические проблемы.

Младограмматики восстали против лингвистического биологизма Шлейхера. Было также отвергнуто учение Шлейхера о двух периодах в развитии языка – периоде расцвета (в доистории) и периода распада (в историческое время) – и обосновали положение о едином процессе развития языка.

2. Теория фонетических законов. Внимание языковедов было направлено на установление новообразований по аналогии, которое основывается на психических явлениях ассоциации, и вскрытие и описание фонетических законов, отражающих физиологическую сторону деятельности языка.

Явления аналогии и фонетические законы, выдвинутые ими на первый план, в течение многих лет были предметом оживленной дискуссии, в процессе которой им самим пришлось пересмотреть это понятие фонетического закона. Если первоначально они определялись как «законы, действующие совершенно слепо, со слепой необходимостью природы», то в дальнейшем сферу их действия ограничили рядом факторов (хронологическими и пространственными пределами, встречным действием аналогии, определенными фонетическими условиями).

3. Индивидуализм и психологизм. Г. Пауль у Штейнталя позаимствовал психологическое обоснование языковых явлений, А источником психической деятельности, по Штейнталю, является голова отдельного человека, индивида. Говорящий индивид – вот исходная точка младограмматиков. Индивидуальная речь   есть конкретное выражение общенародной речи, так как человек может, употребляя общенародный  язык, реализовывать его в различных индивидуальных вариациях. Поэтому исследовать индивидуальную речь для выяснения общенародной речи  вполне законно. Но младограмматиками исследование явлений языка сводили к исследованию индивидуальной речи. Они утверждали, что народный язык – фикция, и что реальной является только речь отдельного лица. Исходя из индивидуализма,  младограмматики искали причины и законы изменения языков не в изменениях человеческого общества, а в изгибах психики отдельного индивида.

4. Преувеличение роли историзма. Главный теоретик младограмматиков Г. Пауль по существу придерживался субъективно-психологической концепции Штейнталя. Но в борьбе с биологизмом он объявил своим знаменем историзм. Но Пауль дошел до утрирования положения об историзме. Исторический подход универсализируется и делается обязательным при изучении всех явлений. Он утверждал, что «все языкознание является историческим» и что любой неисторический трактат есть вместе с тем и ненаучный.

В целом более подробного и глубокого изучения языка младограмматики рекомендовали изолированное рассмотрение отдельных явлений языка, меньше обращая внимание на систему (так называемый атомизм младограмматиков).

Введение младограмматиками новых методов исследования сопровождалось многими значительными открытиями в области индоевропейских языков, но вместе с тем знаменовалось сужением научной проблематики. Лингвистические исследования замыкались главным образом в области фонетики, в меньшей мере затрагивая морфологию и при этом почти совсем не касаясь синтаксиса (исключение «Сравнительный синтаксис индоевропейских языков» Б. Дельбрюка).

 

Вопросы

  1. Назовите представителей лейпцигской школы языкознания.
  2. В чем заключается сущность языка в теории младограмматиков?
  3. Что младограмматики выдвигают на первое место?

 

Опорные слова и выражения: младограмматизм, младограмматики, лейпцигская школа языкознания, звуковой закон и аналогия живых языков и диалектов.

 

Тесты

Что изучает младограмматизм?

психологию индивида

коллективную психологию

этнопсихологию

психологию живых организмов

В чем заключается сущность языка?

в критическом мышлении

в выражении чувств, мыслей

в произношении звуков

в восприятии информации

Что определяет система языка?

пути его развития

нормы языка

различные типы систем

подсистему языка

 

Литература

  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984.
  2. Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.
  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.
  4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.
+1
0
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.