Наречие как часть речи

 

Наречие как часть речи

План

1 Наречие как часть речи.

2 Грамматические свойства наречий на –о. Степень сравнения наречий.

3 Разряды наречий по семантике. Семантико-грамматические разряды определительных и обстоятельственных наречий.

 

Наречие – часть речи, объединяющая слова, обозначающие признак действия и состояния (говорил медленно, смотрел внимательно, сидя спокойно), признак признака (очень яркий, страшно нервный), признак предмета (яйцо всмятку, взглядисподлобья, а также различные обстоятельства, при которых совершается действие (приехал вчера, сделать назло). Местоименные наречия не обозначают, а указывают на признак (где? куда? когда? откуда? зачем? почему?,  здесь, сюда, туда, тогда, затем, всегда, всюду, нигде, никогда и т.д.).

Наречия – это неизменяемые слова, так как не склоняются, не спрягаются, их парадигма состоит из одной формы. Однако наречия на –о, образованные от основ качественных прилагательных имеют формы степеней сравнения. Сравнительная степень наречия омонимична сравнительной степени прилагательного. Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, например: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная, сравнительная степень наречия – к глаголу: Длинней с горы ложится тень. Суффиксы сравнительной степени, наречия, как и прилагательного, -ее, -е, -ше (ярче, удачнее, дальше), превосходит степени –айше, -ейше (строжайше, покорнейше). Аналитические формы образуются прибавлением слова более к наречию (более надежно, более дружески).

Кроме неизменяемости, наречия характеризуются такими морфологическими признаками, как наличие специальных словообразовательных суффиксов –о, -е, -ому, -ему, -и и др., лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи: именами существительными (днем, набок), именами прилагательными (вкрутую, наудалую), местоимениями (по-вашему), глаголами (молча, лежа).

Не имея форм словоизменения, наречия примыкают чаще всего к глаголу (идтибыстро, приехать вчера, сказать резко), реже к прилагательному (совсем плохо,необыкновенно красиво) или существительному (взгляд исподлобья, путь напрямик). Основная роль наречий в предложении – обозначение различных обстоятельств, например: Помчались кони, вдаль (обстоятельство места) пустились (П); Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло (П);  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Реже наречия бывают сказуемыми и несогласованными определениями. Например: Его помощь была очень кстати. На нем была рубашка навыпуск.

По своему лексическому значению наречия делятся на две большие группы: наречия определительные и наречия обстоятельственные.

Определительные наречия обозначают качественные и количественные признаки действий. Качеств, состояний и других признаков. Они делятся на пять разрядов.

1. Качественные наречия, образующиеся от качественных прилагательных, обозначают качество действия или признака, отвечают на вопрос как? (ярко, тускло, быстро, скромно, взволнованно, медленно и т.п.).

2. Количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия, отвечают на вопросы сколько? во сколько раз? в какой степени? (много,  мало, немного, немало, почти, весьма, дважды, втрое, вдвойне, надвое, чуть-чуть, крайне, вдоволь, дотла, досыта и т.п.).

3. Наречия образа и степени действия характеризуют то, как совершается действие, отвечают на вопрос как?  каким образом? Образуются от падежных форм (предложных и беспредложных) имен существительных (исподтишка, исподлобья, вдребезги, нарасхват, вплотную, вслепую, втихомолку, ощупью и т. п.).

4. Сравнительно-уподобительные наречия указывают на образ и способ действия путем сравнения или уподобления, отвечают на вопрос как? Образуются от относительных, притяжательных прилагательных и притяжательных местоимений, а также от существительных (по-моему, по-зимнему, по-волчьи, по-братски, камнем, стрелой и т.п.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой.

5. Наречия совместности образуются от числительных и существительных, отвечают на вопрос как? (вдвоем, поодиночке, парами, пачками, стаями, по трое, частями).

Наречия совместности и сравнительно-уподобительные наречия в школьном курсе рассматриваются в составе наречий образа и способа действия.

Обстоятельственные наречия обозначают временные, пространственные, причинные, целевые отношения. Они делятся на 4 разряда.

1. Наречия места указывают на место совершения действия и его направление, отвечают на вопросы где? куда? откуда? (где, здесь, там, тут, везде, внизу, нигде, далеко, туда, домой, влево и т.п.).

2. Наречия времени указывают на время совершения действия и отвечают на вопросы когда? с каких пор? и др. (когда, вчера, сегодня, завтра, сначала, исстари, иногда, раньше, днем, зимой и т.п.).

3. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопрос почему? (почему, потому, сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла, даром и т.п.).

4. Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие, и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? (назло, нарочно, в насмешку умышленно, напоказ, нечаянно, невзначай и т.п.).

Наречия соотносятся с разными частями речи: существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, деепричастиями и образуются разными способами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие:

1) Окаменение. Отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова. Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср.: приехать ранним летом).

2) Слияние предлогов с различными  частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова (например: вбок, внизу, втайне; надолго, врукопашную, вчистую; по-моему, по-твоему, вшестером).

3) Повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например, подобру-поздорову, нежданно-негаданно.

4) Переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя.

5) Суффиксальное образование наречий, например, от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды.

6) Суффиксально-префиксальный способ образования наречий от качественных и относительных прилагательных, местоимений с помощью суффиксов –ому, -ему и приставки по-по-новому, по-старому, по-немецки, по-стариковски, по-хорошему, по-волчьи.

7) Образование наречий из устойчивых словосочетаний, которые употребляются в функции обстоятельств: чем свет, ни свет ни заря, вверх дном, вверх ногами, на босу ногу, на скорую руку, спустя рукава, рукой подать и т.д.

Наиболее продуктивными являются суффиксальный и суффиксально-префиксальный способы образования. Практически основа любого качественного прилагательного является базой для образования наречий с суффиксами –о, -е.

 

Вопросы

  1. Что такое наречия как часть речи?
  2. В чем заключаются морфологические особенности этой части речи?
  3. Какова синтаксическая функция наречий?
  4. На какие разряды делятся наречия? Какие наречия относятся к определительным, а какие к обстоятельственным?
  5. Каковы основные способы образования наречий?

 

Опорные слова и выражения: наречие, разряды наречий, определительные наречия, обстоятельственные наречия, определительные наречия, качественные наречия, количественные наречия, наречия образа и степени действия, сравнительно-уподобительные наречия, наречия совместности, обстоятельственные наречия, наречия места, наречия времени, наречия причины, наречия цели, образование наречий.

 

Литература

  1. Русская грамматика. В 2-х ч. – М., 1980.  Ч.1.
  2. Русский язык. В 2-х ч. /Н.В.Костромина, К.А.Николаева, Г. М. Ставская, Е.Н.Ширяев. Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.
  3. Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н. М. Шанского. – М., 1981.
  4. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989.
  5. Современный русский язык. Учебное  пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов / Под ред. М. А. Хегай. – Т., 1995.
+1
+1
-1

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.