Парадигматика и синтагматика

 

Парадигматика и синтагматика

План

1 Понятие о парадигматике и синтагматике.

2 Отношение ученых-лингвистов к гипотезе парадигматики и синтагматики.

 

1. В современной лингвистике заметное место  занимают гипотезы парадигматической и синтагматической  организации языка. Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Фердинанд де Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собою в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно… Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяженность, можно назвать синтагмами». «С другой стороны, вне процесса речи слова, имеющие между собой что-либо общее, ассоциируются в памяти так, что из них образуются группы, внутри которых образуются весьма разнообразные отношения».

Учение Ф. де Соссюра о синтагматических и ассоциативных отношениях в языке привлекает своей глубиной. Очевидно, что ассоциативным отношениям дается психологическое, а не объектно-языковые структурное толкование. Ассоциативные отношения переводятся из области языковой системы в отвлечении от психологии ее носителей – в область речевой деятельности; в речевую деятельность погружены у Ф. де Соссюра и синтагматические отношения.

Наука о языке в настоящее время не может обойтись без обращения к идее Ф. де Соссюра о двух типах отношений, хотя эта идея и получает несколько иное толкование, а термин «ассоциативное отношение» заменяется в исследованиях языка и его вузовском преподавании термином «парадигматические отношения».

Общая теория языка и его изучение, т.е. общее языкознание, не может обойтись без изложения сведений о парадигматике и синтагматике языка – этих двух типах структурной организации всех его элементов и категорий.

Любая парадигма, на любом уровне  языковой структуры, представляет собою совокупность вариантов, объединенных общим для них устойчивым инвариантом и закономерно чередующихся в процессе речевого функционирования языка. Члены одной и той же парадигмы связаны тождеством инварианта и противопоставлены теми или иными различиями. Члены парадигмы избираются говорящим или пишущим в зависимости от  коммуникативных задач высказывания, а также структурных свойств членов и парадигмы в целом. Иными словами, члены парадигмы функционируют в речи и вступают в ней в синтагматические отношения. Они существуют в структуре языка и не могут одновременно занимать одно и то же место в потоке речи, структура которой, развертываясь во времени, выбирает, на каждом шаге своего движения, один из членов той или иной парадигмы.

Простейшие примеры парадигмы: парадигма спряжения глагола в современном русском, в древнерусском, в современном английском, в современном немецком и т.д. языках; парадигма склонения имени существительного или имени прилагательного в различных языках. Для того, чтобы «увидеть» парадигматику языка, нужно знать, как она проявляется на различных его уровнях.

Рассмотрим, что представляют парадигмы фонем. Известно, что одна и та же фонема может иметь несколько позиционных вариантов, т.е. вариантов, которые появляются во вполне определенных фонетических условиях – «позициях»: под ударением и в безударном положении, перед гласными и перед согласными, в окружении твердых и в окружении мягких и т.д. В разных языках наборы позиций не совпадают. Однако, суть не меняется. Она  и заключается в том, что фонема реализуется всегда в одном из своих вариантов. Совокупность закономерно соотнесенных вариантов и той же фонемы и есть парадигма. Так, в современном русском языке фонема может быть под ударением и в различных безударных положениях, в начале слова и в конце слова, совпадающем с концом высказывания, перед мягкой согласной фонемой и перед твердой, после мягкой и после твердой и т.д. Все эти меняющиеся условия, в которых оказывается фонема, меняют ее облик, обнаруживают набор ее вариантов, т.е. реализует ее парадигму. Парадигматические свойства и возможности разных фонем неодинаковы, как неодинаковы парадигматические картины фонемных систем разных языков.

Язык позволяет принять и более широкое понимание фонемной парадигмы. Все гласные фонемы в отличие от согласных имеют некоторый инвариант «гласности» и могут рассматриваться как его варианты; при таком понимании система гласных образует одну парадигму, а система согласных – другую. Можно говорить о парадигме сонорных, парадигме твердых, парадигме мягких фонем и т.д. Но такое расширительное понимание парадигмы едва ли целесообразно, потому что само понятие и термин «парадигма» становится при таком понимании безбрежно широким, поглощающим другие принятые наукой о языке термины и понятия – такие, как «система гласных», «система согласных» и под.

Парадигматика на уровне морфем представлена совокупностями закономерно соотнесенных вариантов одной и той же морфемы. Правда, оказывается, что лингвисты до сих пор не нашли еще вполне надежных критериев ограничения одной морфемы от другой, споры и разноречия по этому вопросу продолжаются.

Запутанность понимания термина не может все же помешать наблюдению реального  варьирования морфем, т.к. во многих случаях эти единицы языка выделяются достаточно единообразно – во всяком случае, в русле русской лингвистической традиции и практики изучения языков. Варьирование морфем признается многими лингвистами и описывается ими. Вследствие различных исторических причин звуковой состав морфемы может видоизменяться, возникают исторические и функциональные чередования фонем и их вариантов в составе одной и той же морфемы: [нагá] – [нáука] – [нóжък] – [нок]; школь-ник – школь-ниц-а; обком – овец – обком – овц-а и т.д. Морфема, в отличие от фонемы, двусторонняя единица языка, т.е. имеющая и «план выражения» и «план содержания». Поэтому могут возникать варианты не только в звучании морфемы, но и в ее значении: суффикс –ник- может в  словах современного русского языка участвовать в выражении значений: помещение для скота, птицы (курятник, коровник), орудие действия (кипятильник, напильник) и т.д. В результате варьирования звучания и значения морфем возникают сближения фонетически разных морфем по смыслу, появляются семантические варианты общего значения,  выраженные совершенно разными звуковыми комплексами. Например, участвовать в выражении значения лица по роду занятий, профессии могут суффиксы -ник-,      -щик-, -тель-, -ист- и т.д. Появляется возможность говорить о морфемных парадигмах, объединяющих разные морфемы на базе их общего словообразовательного значения. По-видимому, целесообразно было бы различать мономорфемные и полиморфемные парадигмы, обозначая первым термином совокупности  закономерно соотнесенных фонетических или семантических вариантов одной морфемы, а вторым – совокупности закономерно соотнесенных семантически близких морфем, варьирующих общее морфемное значение.

В науке о языке одна из первых серьезных работ, поставивших и решающих проблему лексико-семантической парадигматики, принадлежит современному языковеду Д.И. Шмелеву, по мнению которого «значение слов «старик и подросток» взаимно исключают друг друга…они не взаимозамены, поэтому могут рассматриваться как члены определенной семантической парадигмы, включающей «обозначение лиц по возрасту». Взаимно исключают друг друга и слова «лесник и тракторист» как «обозначения лиц по профессии», опять таки парадигматически сопоставленные друг с другом. Слова же  лесник, старик, хитрец не находятся, как таковые, в непосредственных парадигматических отношениях, хотя парадигмы, в которые они входят, в целом могли бы  опять таки рассматриваться как члены более общей «парадигмы», или парадигмы следующей ступени, в которой были бы противопоставлены обозначения лиц: по «возрасту», по «профессии», по «определенным внутренним качествам» и т.д.

Итак, на дограмматических уровнях языка (фонетика, морфемика, лексика) существуют и на парадигматическом уровне парадигматические отношения и парадигмы – в области  словообразования. Возьмем в качестве примера хотя бы выражение окончательности процесса в приставочном глагольном словообразовании современного русского языка: глаголы пропеть – спеть – допеть, проиграть – сыграть – доиграть и под. Входят в разные словообразовательные типы, однако варьируют одно и то же инвариантное значение оконченности процесса. Имена существительные машинист, тракторист, станочник, крановщик, вязальщик, паяльщик  принадлежат к разным словообразовательным типам, но выражают варианты одного и того же, словообразованием эксплицируемого значения – профессиональной принадлежности лица, управляющего механизмом, обозначенным производящей основой, осуществляющего обозначенным ею процесс – деятельность.

Помимо парадигматических отношений и парадигм, существуют и «работают» синтагматические отношения и синтагмы. Для того, чтобы построить речевую цепь, говорящий или пишущий вынужден делать выбор нужных единиц языка и затрагивать, таким образом, парадигматические отношения и парадигмы. Теория языка объясняет, что единицы языка организуются в речевую последовательность не по прихоти автора речи, а по законам языковой структуры, в соответствии с сочетательными возможностями фонем, морфем, слов и т.д.

Каждый элемент, каждая единица способны вступить в линейную связь с другими единицами, другими элементами, и эти связи регулируются синтагматическими закономерностями языковой структуры. Поэтому без изучения и понимания синтагматики языка не может быть изучена и понятна языковая структура в целом.

Так, мы подходим к определению синтагматики языка как совокупности и системы опирающихся на структурные значения языковых  единиц их сочетательных возможностей.

Особый интерес представляет проблема парадигматики и синтагматики на уровне грамматическом, в области морфологии и синтаксиса. Этот интерес объясняется тем, что традиционное применение терминов «парадигматика» и «синтагматика» побуждает их связывать, прежде всего, с морфологией и синтаксисом. При этом, естественно, оказывается снятым вопрос о синтагматике на уровне морфологии и парадигматики на уровне синтаксиса. Между тем морфологическая синтагматика столь же реальна, как и синтаксическая парадигматика.

В словосочетании и предложении слова связаны друг с другом. Однако эта связь получает неполное и однобокое объяснение, когда приписывается исключительно синтаксису и, в редких случаях, лексике.

На самом деле и в словосочетании, и в предложении связи между словами идут на нескольких уровнях языковой структуры.

Известно, что слова как элементы морфологии языка, обладают определенными сочетательными свойствами. Так, имена прилагательные свободно соединяются с именами существительными и почти не соединяются с глаголами; глаголы действительного залога легко присоединяют винительный падеж прямого объекта, а глаголы страдательного залога – творительный падеж деятеля и т.д. Эти сочетательные свойства обусловлены морфологическими признаками, морфологической природой тех или иных морфологических классов и свойственных им морфологических категорий, таких, как падеж, вид, залог, время, лицо и т.д.

2. В современной лингвистике заметное место занимают гипотезы парадигматики и синтагматики языка, восходящие к идее Ф. де Соссюра. По его мнению, «все, в чем выражено данное состояние языка, надо уметь свести к теории синтагм и к теории ассоциаций».

Несмотря на существующие в лингвистике противоречия и неясности в понимании парадигматических и синтагматических отношений, между единицами языка варьируют, сохраняя каждая свой инвариантный «стержень», и соединяются с себе подобными в речи (фонема с фонемой, морфема с морфемой, слово со словом и т.д). В первом случае перед нами парадигматические, во-втором – синтагматические отношения между языковыми единицами.

Любая парадигма, на любом уровне языковой структуры, представляет собой совокупность вариантов, объединенных общим для них устойчивым инвариантом и закономерно чередующихся в процессе речевого функционирования языка.

Парадигматику языка можно определить как совокупность и систему допускаемых структурой языка вариантов его единиц и категорий – вариантов, из числа которых автор речи на каждом шаге развертывания речи делает выбор лишь одного.

Синтагматика языка может быть определена как совокупность и система свойственных языковым единицам и категориям языка их сочетательных возможностей и их реализаций в процессе речи. Как и парадигматика, синтагматика свойственна всем уровням языковой структуры. Но если синтагматика и парадигматика – это две формы функционирования всех единиц языка на всех его уровнях, отсюда следует, что существуют синтагматика морфологическая и парадигматика синтаксическая.

Вопросы

1. Что такое синтагматическая ось?

2. Что такое парадигматическая ось?

3. На каких уровнях существуют парадигмы?

4. Как может быть определена синтагматика?

 

Опорные слова и словосочетания: синтагматика, парадигматика, синтагматическая ось, парадигматическая ось, валентность, сочетаемость.

 

Тесты

Что такое парадигматика? Это…

совокупность словоформ, свойственная той или иной части речи

горизонтальная ось, основанная на ассоциации единиц по смежности

вертикальная ось, основанная на ассоциации единиц смежности

вертикальная ось актуальной последовательности

Синтагматика – это…

система, свойственная всем уровням языковой системы

совокупность словоформ, свойственная той или иной части речи

вертикальная ось, основанная на ассоциации единиц смежности

горизонтальная ось, основанная на ассоциации единиц по смежности

Синтагматическая ось – это…

ось логической последовательности элементов

ось актуальной последовательности

ось логической одновременности элементов

ось актуальной одновременности

Парадигматическая ось – это…

ось логической одновременности элементов

ось актуальной последовательности

ось логической последовательности элементов

ось актуальной одновременности

В чем заключается сущность языка?

в критическом мышлении

в выражении чувств, мыслей

в произношении звуков

в восприятии информации

Форма языка – это…

постоянное и единообразное в деятельности духа

единство двух формальных планов – материального и идеального

когда отдельный элемент существует только благодаря другому

соотношение логики и грамматики

Что определяет система языка?

пути его развития

нормы языка

различные типы систем

подсистему языка

Литература

1.      Березин Ф.М. История лингвистических учений. М, 1984.

2.      Березин В.М. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1978.

3.      Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Просвещение», 1977.

4.      Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., «Просвещение», 1974.

5.      Костинский Ю.М. Вопросы синтаксической парадигматики. «Вопросы языкознания», 1969, № 5.

+1
0
-1

Комментарии

Комментарий: 

33333

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.